История развития образования в селе Ново-Батайск берёт своё начало в 1867 году. Эта дата подтверждена архивным источником “Годовым отчётом трёхклассного Ново-Батайского народного училища» за 1903 год. В документе указано – «Ново-Батайское народное училище находится в слободе Ново-Батайской той же волости, Ростовского округа Войска Донского». В названной слободе 9000 душ населения. Школа открыта в 1867 году. В 1903 году в школе обучалось 179 человек в возрасте от 7 до 11 лет. Их обучали 4 учителя: Павел Васильевич Попов, Анна Михайловна Крупченкова, , Ольга Павловна Кузнецова, Лидия Павловна Жукова, Начиненный Алексей Карпович – старший унтер-офицер в отставке, являлся попечителем данного училища, вёл расходы и наблюдал за хозяйственной частью. Все школьные учителя, кроме попечителя, были не местными. Надо заметить, что жили они очень скромно в маленькой комнате при школе, она служила спальней и кухней, топить печи приходилось самим. Крестьяне считали, что сельская учительница из благородных и не должна заниматься приусадебным хозяйством, поэтому предоставляли ей сельхозпродукцию даром. Училище содержалось на средства земства и сельского общества. Родителями за каждого ученика в год было уплачено 18 рублей. Также из отчёта стало известно, что «при училище имеется огород небольшого размера, где каждую весну ученики вскапывают грядки и насаживают всякие овощи, кусты, а в школьном дворе – деревья». По воспоминаниям старожилов сад во дворе школы существовал давно, всегда был в порядке и давал прекрасные урожаи на радость школьникам и жителям села.

       По сведениям, полученным из статистического отчета «Данные населённых местностей на 1915 год», стало известно, что в начале ХХ века в селе существовало двухклассное сельское училище, одна частная школа и две церковно-приходские. В школьном музее хранится уникальный экспонат – фотография учеников церковно-приходской школы при Вознесенской церкви .Ученики нарядные, с букетиками весенних цветов,

в руках у некоторых ребят раскрытые книги, лица их серьезны, сосредоточены, возможно для кого из них это первая фотография в их жизни. В центре фотографии священник с семьей. Встав во главе школы, он руководил христианским воспитанием детей, следил за общим ходом образовательного процесса и обучал Закону Божьему. Преподавание остальных предметов полностью возлагалось на учителя, который всецело являлся помощником заведующего. Он учил детей чистописанию, арифметике, чтению. В материальном отношении положение учителей в церковно- приходских школах было значительно ниже, чем в народном училище. В качестве примера можно привести такие факты: зарплата учителя народного училища в среднем не менее 300 рублей в год, а церковно -приходской – около 120 рублей. К учителю церковно-приходской школы предъявлялись требования не только профессионального, но и морального плана. Учителя должны были быть не высоко ученые, но скромные, непритязательные, а главное – воспитанные на строго религиозных началах. Кроме того, они должны были довольствоваться скромными условиями жизни, любить сельскую жизнь и трудиться не только за страх, но и за совесть. Ведь учитель, в любые времена, порой помимо своей воли и желания, служит для детей образцом, примером и, пожалуй, верхом совершенства.

        Таким образом, проследив историю развития образования в ХIХ- начале ХХ вв, можно сделать вывод, что школьное образование в с. Ново-Батайск имеет глубокие корни, и, хотя процент грамотного населения в целом был незначительным ( по переписи населения за 1897 год – 7%) жители нашего села могут гордиться тем, что их предки, в то далёкое теперь для нас время, заботились об образовании своих детей.

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ

        С приходом к власти большевиков изменилась и система образования. Все учебные заведения, находившиеся раньше в ведении церкви, преобразовались в светские и переходили в ведение Народного комиссариата просвещения. С 1923-1924 года в нашем селе на базе двух школ возникли 2 школы первой ступени с трёхлетним сроком обучения. В 1930 году в селе была открыта школа крестьянской молодежи, являющаяся продолжением школы I ступени, и располагалась она возле церкви Вознесения , в здании церковно-приходской школы. О состоянии школ в селе Ново-Батайск в период с 1924 г. по 1926г. стало известно из отчёта с/совета( ГАРО, фонд.734, д.102):«Учительский персонал состоял из 14 человек, в начале учебного года в школу было зачислено 600 учеников – это 50% детского населения. До начала марта ученики школу посещали исправно, а, начиная со второй половины марта, стали быстро убывать и на конец учебного года осталось 30 учеников. Это связано с тем, что детям приходилось помогать своим родителям в весенне-полевых работах.

        Из документов, сохранившихся в ГАРО(фонд 734), стали известны имена учителей 20-30-х годов – Шуранова Елена Ивановна, Гребенников Петр Евсеевич, (зав. Школой №1), Гребенникова Софья Петровна, Ефименко Елена Савельевна, Дулумбаджи Николай Трифомович ( зав. школой №2). Для поступления на работу школьный работник (так называли в 20-е годы учителя) заполнял следующую анкету:

 

1. Как относится к школе.

2. Принимает ли участие в работе клуба.

3. Работает ли среди трудового населения.

4. Не связан ли с религиозными предрассудками.

5. Ведет ли антирелигиозную пропаганду.

6. Служил ли в белой армии.

7. Проявляет ли инициативу по землеустройству.

8. Образовательный ценз.

9. Служебный стаж.

10. Социальное происхождение.

11. Партийность.

12. Заключение сельского совета.

        Много добрых слов в адрес педагогического коллектива тех непростых лет сказано нашими односельчанами. Вехи их педагогического труда совпали с основными вехами истории страны. Суровые годы раскулачивания, опаленная войной юность, агитбригады, избы- читальни, новые программы, учебники. Трудились они не только в школе. Пархоменко Вера Антоновна – старейший учитель школы рассказывала о том, что вечерами они работали в пунктах безграмотности. Каждый учитель закреплялся за бригадой. А во время летних каникул скирдовали сено, сортировали зерно.

        В те же годы в школе были созданы пионерская и комсомольская организации. Сегодня можно много говорить о том, хорошо это или плохо, оправдывали ли они свое предназначение, но факт есть факт, они были (это наша история), оказывали огромное влияние на умы и сердца подрастающего поколения. Из архивных документов (газета

        “Сталинец” №267 1937г, Самарского райкома партии) стало известно, что Новобатайская пионерская организация состояла из 220 человек. Лучшим пионерским звеном названо звено Дешпет Марии. Пионеры и комсомольцы вели активную разъяснительную работу по созданию колхозов, принимали активное участие в организации изб-читален, клуба, а главное своим примером призывали молодежь учиться, занимать активную жизненную позицию. Это было время активного трудового подъёма и время светлой мечты о будущем. Вспоминает Власенко (Ткаченко) Анастасия Михайловна – старожил села: “Если выдавалось свободное, время бежали в пионерскую комнату (она насходилась напротив школы колхозной молодежи), там читали, играли в шашки, решали школьные проблемы. Велась у нас и кружковая работа. Наша вожатая Капитолина организовала кружок вышивания и школьный хор, участники которого любили сочинять частушки и пели их на пионерских собраниях.

        В 1933 году появились в школе постоянные учебники, до этого они были в виде периодических журналов. Для руководства воспитательной работой в каждой группе (классе) учреждены должности групповодов (с 1934 – классных руководителей).

        В 1933-1934 году впервые в Школе Колхозной Молодёжи были проведены проверочные переводные испытания, введены правила поведения учеников в школе.

        В соответствии с решением XVIII съезда КПСС «О переходе к среднему образованию» и в с. Ново-Батайск в 1940-41 учебном году в школе, был открыт 7 класс, и школа, получила статус средней неполной.

        ЮНОСТЬ, ОПАЛЕННАЯ ВОЙНОЙ(1941-1945гг.)

        А в июне 1942 г. наше село было оккупировано немцами и занятия в школе были прерваны, т.к. в ее здании располагался немецкий штаб. После освобождения села в 1943 году школьники оказывали помощь сельскому совету в сборе теплых вещей и отправке их на фронт. Как вспоминает Филь Серафим Серафимович, они сами вязали носки, выращивали лук на зелень и организовано передавали его на ближайшую линию фронта.

        Свириденко Иван Павлович (ему в 1943 было 15 лет) получил даже с фронта благодарность от бойцов за теплые рукавицы, которые сам

связал.

        Школа прошла суровые испытания, дети ощутили на себе всю тяжесть войны: голод, холод, гибель близких, но и в это время педагогический процесс не ослаб. И в этом заслуга директора Лядской Ольги Иосифовны и всего педагогического коллектива.

        Послевоенное возрождение школы

        В 1945 году началось полное восстановление школ в селе. Педагогический коллектив Ново-Батайской семилетней школы, который после войны возглавлял Махаев Кирилл Поликарпович, старался в это тяжелое время прийти на помощь каждому ребенку, обогреть, приласкать, а когда и просто накормить. А сами учителя жили очень скромно. Замечательный педагог Сегень Лидия Андреевна не имела своего дома, и долгое время ей приходилось ютиться в маленькой комнате здания, где ранее находился сельский совет. Только добрые воспоминания оставили в памяти односельчан учителя послевоенных лет –

Хлопонин Петр Леонидович

Сегень Лидия Андреевна

Пархоменко Вера Антоновна

Шалагин Константин Иванович

        Отзывчивые, инициативные люди. Они не только давали знания, но и воспитывали в своих питомцах чувство порядочности, доброты, искренности и уважения к окружающему миру.

        В 1949 году в стране начался переход к всеобщему обязательному семилетнему образованию.

        Учителя проводили большую просветительскую работу. А с 1954/1955 учебного года в школе ввели новый учебный план, в который были включены уроки труда с 1 по 4 классы и занятия на учебно-опытных участках в 5-7 кл. В нашей школе под руководством Махаевой Раисы Ивановны создается ученическая производственная бригада. Сад и участок находились на том месте, где сейчас находится новое здание школы. Что здесь только ни выращивали: тыкву, капусту, кукурузу, огурцы, помидоры. А какой богатый урожаи давал сад! В нем росли вишни, сливы, яблоки, груши. Сами ребята обрабатывали участки, вели наблюдения за растениями, проводили опыты. Результат – дополнительное питание, содержательный досуг, бережное отношение к природе. Ребята достигли таких высоких результатов, что в 1961 г. участники кружка юннатов Дробот Любовь Яковлевна и Сапач Вера Пантелеевна стали участниками ВДНХ.

        Школа всегда была одной из лучших в Самарском, а затем Азовском районе. В 1957 году директор школы Махаев Кирилл Поликарпович был награжден медалью «За трудовое отличие». С 1957года школа получила, статус трудовой политехнической школы. Закончив полный курс производственного обучения, девушки получали профессию воспитателя детского сада, а юноши – механизатора.

        Большой вклад в историю нашей школы внес организатор школьного музея Боевой славы Левда Александр Михайлович, ростовчанин, пенсионер. Александр Михайлович Левда приехал как-то в наше село и, остановившись у безмолвного надгробия с надписью “Вечная слава героям”, спросил у местных жителей: “А кому слава-то? Ни фамилий, ни номера дивизии…” Те пожали плечами. Надгробие было безымянным… Сражение под Ново-Батайском не вошло в историю войны, не было решающим. Это был рядовой эпизод, какие случались каждый день на каждом метре фронтовой земли. Но ведь и этот эпизод приближал День Победы, и этот метр земли сокращал расстояние до Рейхстага. Как же можно не знать тех, кто пал здесь? И А.М. Левда начал поиски солдат, освобождавших село. Полтора года переписки с различными инстанциями вывели на след капитана Быкова, который в числе других семи офицеров погиб в боях за Ново-Батайск. Годы кропотливого труда не пропали даром. Были собраны сведения об истории 347-ой стрелковой дивизии, стали известны биографии погибших офицеров, найдены их родственники, получены их фронтовые письма и фотографии. На основе этого богатого материала был основан наш школьный музей . 20 декабря 1964 года он расположился в здании школы, в классной комнате общей площадью 26 м2. Существовало множество традиций, связанных с деятельностью музея: проводились линейки, посвященные Дню рождения А.Н. Быкова, Дню освобождения села; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; тематические экскурсии. 9мая – в День Победы он был открыт дня всех желающих. Эти традиции сохраняются и сегодня.

        1967 год, завершающий в данной работе. Статистические данные

        Годового отчета школы: учеников –640;учителей- 45;школьных зданий- 2

        Но за этими сухими цифрами кропотливый труд замечательного педагогического коллектива, победы учеников школы на олимпиадах и в конкурсах, ежедневная школьная жизнь с её достижениями, проблемами, успехами.

        С 2002 года ребята нашего села занимаются в новом здании.